Механизмы поддержки СО НКО в регионах России
С октября 2015 года Некоммерческий фонд содействия развитию гражданского общества при поддержке гранта Президента реализовывал проект «Исследование развитости механизмов поддержки СО НКО в субъектах РФ и оценка действенности региональных программ поддержки СО НКО на основе рейтинговой оценки и социологического инструментария».
Часть результатов исследования уже была представлена участникам XIV Гражданского форума Ярославской области "Гражданское участие в решении социально значимых проблем региона" 3 июня 2016 года доктором социологических наук, главным научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН Владимиром Якимцом, который подвел промежуточные итоги исследования и сопоставил показатели развитости механизмов поддержки СО НКО Ярославской области на фоне 67 выбранных для сравнения субъектов Российской Федерации.
В рамках исследования для оценки и сбора данных использовалась методика рейтингования региональных программ поддержки СО НКО посредством использования авторского индекса.
Перед участниками проекта стояла задача выявления в региональном законодательстве инновационных механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Для целей исследования под инновационными механизмами поддержки СО НКО понимались нормативно закрепленные формы поддержки СО НКО, которые в минимальной степени распространены в субъектах РФ, но там, где они нормативно закреплены и применяются, они показывают свою эффективность, что подтверждается социологическими методами исследования (экспертными опросами и экспертными интервью).
В частности, к инновационным механизмам в рамках исследования были отнесены:
- продвижение в регионе СО НКО как поставщиков социальных услуг (создание благоприятной нормативно-правовой среды);
- регулярное проведение ярмарок социальных услуг СО НКО;
- поддержка на региональном уровне муниципальных программ поддержки СО НКО,
- создание региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров для СО НКО;
- создание информационных порталов для СО НКО;
- оказание информационной поддержки СО НКО путем выделения бесплатного эфирного времени на теле- и радиоканалах, площадей в печатных СМИ;
- компенсация расходов на проезд и проживание сотрудников и руководителей СО НКО в рамках прохождения обучения или участия в мероприятиях в других субъектах РФ;
- предоставление региональных налоговых льгот НКО;
- имущественная поддержка СО НКО путем предоставления помещений в безвозмездное пользование на конкурсной основе;
- поощрение (моральное и материальное) СО НКО и руководителей СО НКО за эффективную работу на региональном уровне;
- организация проведения курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций.
Цель разработки методики состояла в том, чтобы для каждого из 85 субъектов РФ сформировать и обосновать возможности по совершенствованию механизмов господдержки СО НКО, опираясь на оценку существующего положения дел, включая наличие и развитость НПА, а также экспертные мнения о качестве применяемых механизмов господдержки.
По результатам реализации проекта был разработан целый ряд рекомендаций:
1) Рекомендации по повышению эффективности механизмов поддержки СО НКО на региональном уровне:
- реализация рейтинговой системы (по определенным критериям) финансовой поддержки субъектов России из федерального бюджета, с учетом региональных программ поддержки СО НКО и отчетов об их выполнении (восстановление реализованной в 2011-2015 годах Министерством экономического развития системы поддержки);
- формирование профильным министерством списка «флагманских регионов», в которых успешно внедряются механизмы поддержки СО НКО для ориентира субъектов России при выработке региональной политики поддержки СО НКО;
- нормативное закрепление и реализация максимально широкого спектра механизмов поддержки СО НКО: информационной, методической, консультационной, имущественной, транспортной (включая финансирование проживания представителей СО НКО) и иной;
- введение механизма социального заказа у НКО на региональном уровне;
- создание виртуального ресурсного центра НКО (Интернет-портала), на котором в открытом доступе размещается информация о существующих механизмах поддержки СО НКО, реализации данных механизмов, публичные органов власти о предоставленных мерах поддержки и отчеты СО НКО, получивших поддержку;
- формирование регионального листа рассылки информации о механизмах поддержи, конкурсов для СО НКО
- Проведение ежегодных Гражданских форумов и исследований эффективности реализации механизмов поддержки СО НКО в регионе
2) Рекомендации по повышению устойчивости некоммерческого сектора в регионах;
- Формирование комфортной региональной нормативно-правовой базы для деятельности НКО;
- формирование постоянно действующей региональной системы повышения правовой и профессиональной грамотности лидеров некоммерческих организаций, действующих на региональном и местном уровне;
- Стимулирование институционализации и интеграции общественного сектора региона;
- содействие расширению спектра и повышению качества услуг, предоставляемых НКО гражданам;
- Создание в регионах РФ региональных и муниципальных инфраструктурных ресурсных центров для СО НКО;
- утверждение программы поддержки СО НКО не только на региональном уровне, но и в муниципальных обрахованиях;
- Формирование электронной базы НКО региона с указанием направлений деятельности и контактов;
- Разработка и реализация в регионе комплекса просветительских мероприятий для СО НКО по формированию необходимых навыков оказания услуг в социальной сфере, их развитию, продвижению, монетизации;
- Создание в субъекте Дома НКО с предоставлением на конкурсной основе помещений СО НКО на время реализации социально значимых проектов;
- введение региональных налоговых льгот для СО НКО и благотворителей, поддерживающих деятельность СО НКО;
- Повышение публичности деятельности СО НКО в регионах, через местные СМИ (радио и телевещание, создание профильных групп в социальных сетях с освещением мероприятий и деятельности);
- Регулярное проведение Ярмарки услуг СО НКО в регионе;
- разработка механизма популяризации и тиражирования полезных для региона реализующихся гражданских инициатив, в т.ч. посредством проведения специализированных мероприятий (фестивалей, конференций и т.д.), и вовлечения в их реализацию жителей Ярославской области.
- введение механизмов финансового и нефинансового стимулирования руководителей СО НКО региона.
3) Рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств, направленных на поддержку СО НКО;
- повышение уровня открытости информации о возможности получения мер поддержки СО НКО;
- введение системы публичной отчетности органа власти о предоставленных мерах поддержки и публичной отчетности СО НКО, получивших поддержку о реализованных проектах;
- введение конкретных качественных и количественных показателей эффективности проектов СО НКО, которые должны устанавливаться органом власти при проведении конкурсного отбора, к примеру, количество получателей услуг, количество проведенных мероприятий т.п.